КП "Міжнародний аеропорт Одеса"

История

             Одесса со своим прекрасным, ровным климатом, окружена степями, представляющими собой идеальный природный аэродром, будто создана для того, чтобы стать  центром авиации. Со дня своего основания Одесса стала важным торговым и промышленным центром юга Украины; центром региона, где расположены крупнейшие морские порты, промышленные предприятия; городом-курортом.

            Именно в нашем солнечном и приветливом городе находятся гостеприимные воздушные ворота Юга Украины - Международный аэропорт «Одесса», услугами которого ежегодно пользуются сотни тысяч пассажиров.


     Точкой отсчета истории аэропорта принято считать открытие 21 мая 1924 года регулярных полетов по  маршруту Харьков - Елисаветград - Одесса; тогда же здесь, на Стрельбищном поле, была построена одна из первых в советской Украине воздушных станций.


В марте 1908 года состоялись первые сборы членов «Нового научно-спортивного общества«Одесский аэроклуб».
Полеты на воздушных шарах и планерах, парашутные прыжки с аеростатов вызвали  гарячий интерес у многих одесситов.

 

 Михаїл Ефімов з учнями      
 

Первый публичный полет был осуществлен именно в Одессе 21 марта 1910 года Михаилом Ефимовым. Десятки тысяч людей напряженно вглядывались в горячее южное небо. Вскоре при Одесском аэроклубе по  инициативе мецената клуба, промышленника и банкира Артура Анатра была организована Школа военных и гражданских авиаторов. Ее аэродром, расположенный на Стрельбищном поле, так и назывался - «Школьный».

Аэропланы обслуживали техники Одесского Морского батальйона, которые стали, по сути, первыми одесскими авиамеханиками.

 


26 марта 1923 года было создано Украинское акционерное общество воздушных сообщений  «Укрвоздухопуть». Получив независимость, именно этот день наша страна отмечает как  День рождения гражданской авиации Украины.

В начале  1924 года в Одессе строится возушная станция. И в этом же году в Киевском политехническом институте на отделение авиационной техники поступает молодой Сергей Королев. Наш знаменитый земляк, который построил на то время  в Одессе свой первый самолет, став одним из основоположников мировой ракетно-космической области.

 

       

 


 В 1931 году на месте нынешнего аэропорта строится первый аэровокзал. Одесситы получают воможность быстро и комфортно долететь до Днепропетровска, Кривого Рога, Николаева, Херсона, Скадовска, Каховки.
В 1935 году Одесский авиазагон перебазировался в новый аэропорт «Застава». Тут разместился 15-й транспортный авиазагон и 216-й авиазагон спецприменения.


Великая Отечественная война стала серьезным испытаниям для одесских авиаторов. С первых дней войны личный состав аэропорта брал участие в  боевых действиях наших войск.

 

          
 

На базе Одесского аэропорта была создана особая авиагруппа. Созданный на ее базе 69-й авиаполк ГВФ встретил День Победы возле стен Берлина.

       Одесские авиаторы храбро защищали родной город, обеспечивая передовые части боеприпасами, продовольством, техникой, координировали перемещения войск, обеспечивали радионавигацию при полетах. 
После освобождения Одессы начались работы по восстановлению аэропорта «Застава», формировался новый летный состав. Уже 5 ноября 1944 года обновились международные регулярные полеты на линии Москва-Одесса-София.


После окончания войны, в 1948 году был создан 35-й транспортный авиазагон. Четыре года спустя,  объеденившись с аэропортом, он превращается  в 90-й объедененный авиазагон.

 

        

 

В 1960 году аэропорт снова перевели с Заставы на Стрельбищное поле, где он расположен и до этого дня. Тут некоторое время гражданский аэродром «Центральный» соседствовал с военным Школьным аэродромом.


В 1961 году одесские авиаторы одни из первых начинают освоение новых пассажирских лайнеров - реактивных ТУ-104. Для их приема строится новая взлетно-посадочная полоса, а в марте 1962 года  в Одесском аэропорту открывается новый аэровокзал. Новая техника расширяет географию полетов, растет сеть маршрутов,  начальным и конечным пунктом которых  значится город-герой Одесса. Одесский аэропорт известен не тольки своей великой историей, а и  великим количеством ветеранов, которые начинали свою трудовую карьеру у самых истоков развития аэропорта. 

 


   

       Взлет и посадка - выход самолета в воздушное море и встреча с землей - два наиболее волнительных и  ответственных  момента полета. Для успешного выполнения рейса экипаж в любой момент должен иметь  возможность сориентироваться  в пространстве и уточнить свой маршрут. Связь самолетов с  аэропортом, связь аэропорта с «внешним миром» круглосуточно обеспечивается службой радио-светлотехничного оборудования и связи - СРСТОС

       

 

       Она организовывает точную и бесперебойную работу радиолокационных систем - инструментальных систем посадки и приводных радиостанций, которые  поддерживают высокую пропускную способность  аэродрома.
      В апреле 2013 года началось строительство нового терминала площадью 26000 м² и  проектной пропускной способностью 1000 пассажиров в час. Новый терминал имеет четыре телетрапа. Общая площадь залов вылета обеспечивает комфортное размещение пассажиров 12 рейсов одновременно.

 

     
         

        Весной 2017 года Кабмином было обговорено выделение средств на строительство новой взлетно-посадочной полосы. Так, на заседании 6 сентября, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что  строительство  новой ВПП является  стратегически важным. 8 сентября состоялась торжественная  закладка капсулы, которая  символизирует начало строительства. 9 ноября 2017 началось строительство  новой ВПП